телефон муниципальной службы — 2-12-69

 

Служба школьной медиации

СЛУЖБА МЕДИАЦИИ

КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

           Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (статья 2)

Стороны — желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1  Федерального закона;

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;

Соглашение о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;

Соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

 

Служба медиации  МБОУ « Кзыл-Агашская  ООШ» работает на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изменениями и дополнениями)
    Приказ о Создании школьной службы медиации.
  2. Положение о школьной службе медиации.
  3. План работы школьной службы медиации на учебный год.
  4. Паспорт школьной службы медиации.

МЕДИАТОР  МБОУ «Кзыл-Агашская ООШ»

ФИО Должность Телефон
 Жанкеева Ляйля Жумабаевна   школьный психолог 89533903780
     

К кому можно  обратиться в случае возникновения конфликта?

  • Непосредственно к школьному психологу службы медиации.
  • К директору ОУ, его заместителю
  • К классному руководителю.
  • Отправить письмо на e-mail.ru: gumn_media@mail.ru(Почта службы медиации)

Кто может обратиться в школьную службу медиации?

  • Сам участник конфликта (обучающийся, родитель, педагог).
  • Любой свидетель конфликта.
  • Сами медиаторы- свидетели конфликта.

Направления деятельности  школьной службы медиации:

  • Просветительское(пропаганда службы, идей цивилизованного урегулирования конфликтов).
  • Образовательное(обучение конфликтологии и медиации взрослых и подростков-волонтеров).
  • Информационно-методическое(обеспечение специалистов методическими материалами).
  • Восстановительное(проведение восстановительных процедур в случае конфликтов отношений, взаимодействия).
  • Помощь в разрешении конфликтов(медиационные встречи и конфликтологическое консультирование для участников образовательного процесса).

С чем может работать служба медиации?

  • Конфликт: учитель-ученик (ученики)
  • Конфликт: учитель-родитель (родители)
  • Конфликт: учитель- учитель (учителя)
  • Конфликт: родитель-родитель
  • Конфликт: ученик-ученик (ученики)

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволит разрешить конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвратить конфликты, уберечь детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, скорректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, родителями и родителями.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый ребенок, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

«Кто ударил первым — ударил дважды».      Р. Гальегос

ПРАВИЛА ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ:

 1.Говорите только о своих чувствах, а не о промахах других.

  1. Говорите четко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл вы вкладываете в свои слова.
  2. Используйте прием «Уход от проблемы». Если вы понимаете: что бы ты вы ни сказали, это оскорбит или ранит собеседника,- откажитесь  от продолжения разговора. Это лишь кажется, что вы бежите  от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.
  3. Извинитесь! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. Попробуйте про­изнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так вышло, извини!», «Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»
  4. Используйте прием «Переговоры». Предложите: «Давай обсудим ситуацию».
  5. Отложите обсуждение. Иногда решить конфликтую ситуацию помогает время. Лучше немного успокоиться, подождать, отложить выяснение вопроса, но вы должны  быть уверены, что вы снова встретитесь и обсудите ситуацию. Можно использовать следующие фразы: «Сейчас я очень устал, давай поговорим завтра», «Я тороплюсь, давай встретимся после обеда и все обсудим».

7.Ищите компромисс. Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту:  «Я сделаю это, а ты сделай вот это», «Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том».

  1. Привлеките посредника к решению конфликта. Это означает попросить кого-то, кто не участвует в конфликте, помочь вам.

 

Если у Вас не получается решить конфликт своими силами, обратитесь в школьную службу медиации.

 «УЧИМСЯ ЖИТЬ БЕЗ КОНФЛИКТОВ»

     Современная жизнь невозможна без конфликтов. У нас разные интересы, мечты, стремления. Происходит столкновение взглядов,  мнений.

       Если нельзя избежать конфликтов, то нужно научиться разрешать  их  без вражды и агрессии, ведь от  конфликтов страдает  не только достоинство человека,   но и  физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.

 

ПРАВИЛО 1.   «Два возбужденных человека

не в состоянии прийти к согласию»   (Д.Карнеги).

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не раздражайтесь и не повышайте голос.

ПРАВИЛО 2.  » ЗАДЕРЖКА РЕАКЦИИ. «

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому человеку  вроде бы пока не до него.

 ПРАВИЛО 3.     «ПЕРЕВОД  РЕАКЦИИ».

Этот прием служит также для уменьшения значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через обращение  внимания на другие предметы окружающей обстановки (например,  взгляд в окно), несмотря на «чрезвычайную обстановку». В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «за­мысел» борьбы.

ПРАВИЛО 4.    «РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ».

Известно, что все то, что стало смешным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах других, его отрица­тельное влияние на  окружающих  резко уменьшается.  Способность человека  применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку и завершает дело.

СНИМАЕМ  НАПРЯЖЕНИЯ

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Цель упражнения: 

Поддержание стабильного психологического состояния, профилактика различных профессиональных психосоматических расстройств

Ход упражнения

 

Сядьте по — удобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Теперь нужно произвести проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» ее до полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений происходит адаптация к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход  из нее.

 

 

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

 У меня проявляется часто-  3 балла, проявляется  случая к случаю- 2балла, редко- 1 балл.

 ОТВЕТЫ:

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения  противника, считаюсь с ней как со своей.

  1. Ищу компромиссы.
  2. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  3. Избегаю противника.
  4. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  5. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.
  6. Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

  1. Меняю тему…
  2. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  3. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  4. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  5. Предлагаю мир.
  6. Пытаюсь обратить все в шутку.

 

Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1; затем 2,7,12; затем 3,8,13; затем 4,9,14; затем 5,10,15. Выберите тот вариант, где получился самый высокий балл.

Тип «А»-1,6,11        Тип «Б»- 2,7,12          Тип «В»- 3,8,13

Тип «Г»- 4,9,14         Тип «Д»- 5,10,15

 

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

 «А»- это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые  удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный»стиль. С самого начала вы согласны   на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не  обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 

 

ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?

 Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение)-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, учителями и родителями, вызывают  глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность. Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

 

Конструктивные  стороны  конфликта:

  • конфликт дает увидеть скрытые отношения;
  • конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

Деструктивные стороны конфликта:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести
  • к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение
  • дисциплины(ухудшение социально — психологического климата в коллективе).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГОВ                                                                                                         

Попав в  конфликтную ситуацию, следует:

 Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые  обиды,  конфликты.

  • Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов — интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: » Правильно ли  я Вас понял (поняла)?», это  поможет избежать умственных барьеров.
  • Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
  • Попробовать понять позицию оппонента «изнутри», поставив  себя на его место.
  • Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов,  не употреблять неутешительных  эпитетов. Резкость вызывает резкость.
  • Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
  • Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот,  кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.

 

 

Краткий курс  доброжелательных отношений:

Шесть важных слов:

 

«Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов:

 

«Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: А как ты считаешь?

«Три важных слова:

 

«Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова:

 

«Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».

 

КАК ПОБЕДИТЬ ПРИСТУПЫ ГНЕВА?

Что не помогает?

Мало смысла бороться с приступами гнева, пока вы напряжены. Гнев «питается» вашим напряжением, и чем больше вы напрягаетесь в борьбе с ним, тем больше укрепляется ваш гнев. Вместо борьбы с гневом постарайтесь расслабиться, это даст гораздо лучший эффект.

Стыдить и укорять себя за гнев кажется естественным, но ситуацию не меняет. «Разве такой умный и взрослый человек, как я — обижается?» — фраза слабая, с гневом справиться не помогает, а внутреннее недовольство усиливает: ведь, если я продолжаю сердиться, то я не-умный и не-взрослый… Просто отметить для себя: «Я сильно рассердился» — полезнее, это дает возможность далее начать действовать.

Изменить свой характер? — Это реально

Если совсем всерьез, то чтобы у вас прекратились приступы гнева, надо изменить свой характер, стать спокойным и сдержанным. Иногда это кажется нереалистичным, невероятным, невозможным, но это не так. Характер — это совокупность привычек, а привычки можно менять. Если вы поставите себе такую задачу и начнете тренировать спокойные реакции, вы справитесь.

 

НЕПРАВИЛЬНЫЕ СПОСОБЫ  ПОВЕДЕНИЯ В   КОНФЛИКТОЙ СИТУАЦИИ:

1)  Искать виноватого (виноватых). Виноваты все, но только не вы. Вы  ангел! Если у вас часто происходят конфликты, то вы наверняка подогреваете их сами, провоцируете ваших оппонентов на конфликт, просто не замечаете как. Вместо того, чтобы искать ответ на вопрос «Что делать, чтобы конфликт убрать?», вы ищете ответ на вопрос: «Кто виноват?» Переход от инфантильной личности к взрослой личности начинается только тогда, когда вы начинаете брать на себя и разделять ответственность.

2)  Вы ставите свои интересы выше всех прочих и не хотите считаться с интересами других людей. Конфликт интересов неизбежен.

3) Молчание, непроговаривание — желаний, мыслей.  Люди, даже самые близкие и любимые — не телепаты! Если вас что-то не устраивает или если вам что-то не нравится, или вы хотели бы видеть другое отношение к себе, то все вокруг, конечно же, должны прочитать ваши мысли или догадаться сами по вашему выражению лица чего вы хотите!  Продолжайте скрывать от людей свои мысли и желания, пусть ваше непонимание с ними растёт и обязательно дойдет с кем-то до конфликта!

4) Включаете правило переноса, то есть переносите исключительно свои собственные негативные чувства, мысли, страхи и фобии на другого человека и приписываете своё  ему. В таком случае вы начинаете конфликтовать даже не с ним, а со срезом своих негативных черт в зеркальным отражении,  только уже в другом человеке.